Фичер

Космос, который мы (почти) потеряли

Алексей Меркухин

Старые, но по-прежнему отличные игры о путешествиях по далеким мирам

С незапамятных времен человек стремился в космос. Его манили эти бескрайние пространства, он стремился познать тайны мироздания, найти другие цивилизации. И хотя космос по-прежнему остается загадкой для ученых, а исследования требуют огромных вложений, ничто не мешает побывать там виртуально. За 30 с лишним лет индустрия одарила нас целой коллекцией потрясающих игр о приключениях в разных уголках Вселенной. Некоторые их них почили, не оставив наследников и последователей, другие переживают не лучшие времена, третьи по-прежнему пользуются почетом и популярностью. Но все они — неувядающая классика, обязательная к ознакомлению.

Серия Elite

Геймдизайнер Дэвид Брэбен придумал Elite совместно с программистом Яном Беллом и до сих пор не спешит отходить от дел — занимается Elite: Dangerous

Многие легендарные игры из этого материала, возможно, не появились бы на свет, если бы не космический симулятор Elite. Именно он показал геймерам в 1984 году, что к битвам кораблей можно добавить межпланетную торговлю, и это будет невероятно увлекательно. Именно у Elite многие геймдизайнеры переняли идею процедурной генерации звездных систем и орбитальных станций.

Наконец, именно в Elite показали завязку, с которой теперь начинаются почти все космические симуляторов. Вы — начинающий пилот, один из многих, кому предстоит найти свое место во Вселенной. Вам нужно летать между планетами, перепродавать товары и перевозить грузы, отбиваться от нападок пиратов и агрессивных таргоидов, оснащать корабль более мощным оружием и особым оборудованием, чтобы добраться до других галактик (их всего восемь). Миссий в классическом понимании не было, цели, в общем-то, — тоже, разве что дослужиться до статуса элитного пилота.

Сейчас дела у Elite идут отлично — на зависть многим старым сериям. Четвертая часть, Elite: Dangerous, вышла в 2014 году и все еще привлекает игроков — не в последнюю очередь благодаря постоянной поддержке авторов, которые неутомимо дополняют ее, то вводя новые корабли, то сочиняя полноценную сюжетную кампанию.

Серия Star Control

В дополнение к одиночному режиму в Star Control добавили Melee, состоящий только из аркадных боев

Цикл пошаговых стратегий Star Control помнят в основном геймеры «за 40», а жаль — это важный представитель жанра. Речь в нем идет о многолетнем противостоянии двух фракций, Иерархии Ур-Куанов и Альянса свободных звезд, которые никак не поделят между собой космическое пространство. Примкнуть разрешается к любой стороне: от этого зависит оснащение, специальные способности и параметры доступных игроку кораблей. В стратегическом режиме их нужно отправлять на задания — обычно по уничтожению вражеского флота или колоний. Сами сражения идут в аркадном режиме, в формате один на один (в силу технических ограничений начала 1990-х). На смену уничтоженному судну приходит другое — и так до полного разгрома одной из армий. В перерывах между боями нужно пополнять экипаж специалистами — едва ли не самым ценным ресурсом, без которого судно попросту погибает.

Star Control породила два продолжения. В них акцент смещен в сторону квестов и прокачки характеристик, но дух оригинала они не растеряли. В 2013 году компания Stardock объявила о перезапуске сериала, но с тех пор новостей о нем не поступало. В разработке также находится Star Control: Ghosts of the Precursors, которым занимаются авторы двух первых Star Conrol, но у них наметились проблемы с правообладателями.

Серия Master of Orion

Почти все, что не касается сражений, Master of Orion позаимствовала у Civilization и Colonization — и экономику, и дипломатию, и шпионаж

Не менее легендарная, но более известная линейка глобальных стратегий с родословной, тянущейся с 1993 года. Уже в первой части господствовать в галактике хотят не две, а целых десять рас, включая людей. У каждой — свои преимущества и недостатки. Это дает Master of Orion впечатляющую (для своего времени) вариативность и тактическую глубину.

Помимо путешествия по галактике (она генерируется случайным образом при каждом прохождении) в поисках звезд, в игре необходимо строить империю. Расширяется она по мере колонизации планет, причем условия жизни на них имеют определяющее значение — от этого зависит, сколько народа там сможет жить, какова будет производительность труда и, следовательно, на какой объем промышленного производства можно будет рассчитывать. А поскольку «плодородных» планет в звездных системах немного, приходится отвоевывать их у других рас. Впрочем, своего можно добиться переговорами, заключая пакты о ненападении и мирные договоры, торговлей, шпионажем или саботажем.

Master of Orion сильно повлияла на весь жанр космических глобальных стратегий. Последний на сегодняшний день выпуск появился в 2016-м году с помощью компании Wargaming.Net.

Серия «Космические рейнджеры»

Сегодня знакомство с серией лучше начинать со второй части с припиской «Перезагрузка» — это переиздание с дополнительным контентом и полезными визуальными улучшениями

К началу XXXI века пять разумных цивилизаций научились как-то ладить и даже образовали Галактическое содружество с единой денежной системой. В идеальную картину мира не вписались только клисаны — таинственные инопланетяне, которые вечно норовят напасть на станции содружества. Кроме того, на мирные планеты нападают пираты из гиперпространства. Таков уникальный мир «Космических рейнджеров», одной из лучших российских космических стратегий.

Творение почившей студии Elemental Games использует элементы самых разных жанров, причем не самых очевидных. Хотя в основе игры — пошаговые стратегии и RPG, кое-что позаимствовано из аркад, космических симуляторов и текстовых квестов. А главная цель здесь — отнюдь не захватить контроль над Вселенной, а пройти сюжетную кампанию. Несмотря на видимую линейность, на деле «Космические рейнджеры» предоставляют достаточную свободу действий: можно двигаться строго по сюжету и воевать с клисанами, а можно гоняться за пиратами или самому промышлять разбоями, вести торговые дела, выполнять поручения станций, модернизировать космическую технику. Занятий — масса.

Вышедший через два года сиквел предлагал примерно то же самое, даже сюжет был похож. Но это тот случай, когда повторение — скорее повод порадоваться, чем огорчиться, ведь мир «Космических рейнджеров» затягивает с головой. А вот мобильная игра по той же вселенной — по сути, одно большое текстовое приключение, — вызвала много вопросов.

Серия Star Fox

Последнее на сегодня пришествие Фокса МакКлауда случилось год назад в Star Fox 2, и это, вы не поверите, порт отмененной в 1995 году игры для Super Nintendo

Линейка приключенческих экшенов Star Fox своим существованием доказывает, что игры про межпланетные путешествия не обязаны быть мрачными и сложными в освоении. Они также могут быть веселыми, умилительными и добрыми. Такими, как похождения антропоморфного лиса Фокса МакКлауда, который 25 лет назад встал на стражу вымышленной звездной системы Лайлат.

В самой первой Star Fox лис, находясь за штурвалом своего Airwing, летит по трехмерным локациям по заранее заданному маршруту, набирает очки опыта точными попаданиями по вражеским бомбардировщикам и сражается с боссами. С годами в серии появились не только шутеры, но и, например, игра в жанре tower defense (Star Fox Guard). Неизменным в ней оставалось главное — позитивный настрой и бесконечные возможности для перепрохождения.

Серия Free Space

FreeSpace очень удачно имитировала общение между пилотами. Союзники во время боя реагировали на успехи игрока и шутили над противниками

Descent: FreeSpace — один из лучших космических симуляторов 1990-х, и современные представители жанра многое подсмотрели у него. По сюжету в будущем вновь разразилась война между людьми и инопланетными расами, и теперь игроку нужно выполнить 34 миссии, чтобы положить ей конец. Задания классические: уничтожить неприятельские перехватчики и бомбардировщики, сканировать грузы, перехватывать суда или сопровождать их в пункты назначения.

А вот в чем FreeSpace по-своему уникальна, так это в возможности примерить на себя роль командира флота. По ходу битв можно давать указания конкретным пилотам или звеньям группы, так что результат сражения зависит не только от вашей личной меткости, но и от принятых вами решений. За особые успехи в командовании выдают награды и продвигают по службе.

К сожалению, FreeSpace не снискала большой популярности. Выпущенный в 2014-м сиквел хоть и слегка исправил ситуацию, но все равно остался нишевой игрой.

Серия X

Вселенная X описана в книгах Хельге Т. Каутца. Они издавались с 2000 по 2013 год, всего их шесть.

Вселенная X, придуманная немецкой студией Egosoft, по проработанности и масштабности — одна из самых выдающихся среди космических игр. С 1999 года, когда вышла X: Beyond the Frontier, в ней произошло множество интересных историй с участием сотен персонажей: войны сменяли друг друга, десятки рас, фракций и корпораций участвовали в нескончаемых конфликтах, альянсы образовывались и распадались, планеты гибли.

А начиналось все довольно камерно. Согласно сюжету первой игры, в 2912 году летчик-испытатель Кайл Бреннан в результате неудачного эксперимента попадает в неизвестный сектор галактики. Не имея возможности вернуться домой, не зная порядки инопланетных рас, герой должен как-то выжить. Как именно — решать пользователю. Можно пойти относительно простым путем — проходить сюжетную кампанию, постепенно получая все необходимое, от контактов с влиятельными организациями и расами до обмундирования и оружия. Другой вариант — стать искателем приключений, то есть самому выбирать, с кем торговать, какие миссии выполнять, на кого нападать, а кого лучше избегать. Мир X: Beyond the Frontier убедителен и продуман до мелочей (из-за чего некоторые жаловались, что в нем трудно освоиться), а в последующих номерных выпусках он разросся до совсем неприличных размеров. Что для любителей космических путешествий, конечно, хорошо.

Серия Wing Commander

Крис Робертс описывал Wing Commander как «Вторую мировую в космосе». Только вместо стран «оси» и антигитлеровской коалиции тут враждебная Империя Килра и Земная Конфедерация

Если что и способно соперничать с вселенной X в плане эпичности, то только Wing Commander. Под этим брендом вышла серия компьютерных и настольных игр, цикл романов и художественный фильм, поставленный основателем франшизы, Крисом Робертсом. И если экранизацию единодушно заклевали как фанаты, так и критики, то cамый первый Wing Commander по-прежнему ценят за вклад в развитие космических симуляторов.

Как водится, первая игра заложила фундамент для будущих эпизодов. В ней уже были сражения космических кораблей, последовательное выполнение миссий, продвижение по службе, относительная нелинейность. Впоследствии у звездолетов появились продвинутые характеристики для брони и оружия. Технику можно было вывести из строя парой залпов, а не расстреливать весь корпус: система повреждений учитывала, насколько критично попадание в ту или иную зону корабля. Маневрировать стало сложнее и интереснее — при полетах учитывалось больше факторов, от стартовой скорости до крена и тангажа. Помимо основных игр, у Wing Commander появилось немало спиноффов: от Wing Commander Academy, где можно было самому проектировать испытания, до стратегии Wing Commander: Armada.

Разумеется, это далеко не все игры, признанные общественностью и критиками живой классикой. Как минимум упоминания (а лучше — ознакомления) заслуживают Starlancer, Freelancer, Space Quest, Distant Worlds, Startopia, Hardwar. А если вам больше нравятся сюжетно ориентированные проекты, обратите внимание на нашу подборку космоопер.

Игры для браузера
Рассказать друзьям
Вконтакте
Мой Мир
Одноклассники
Отмена